«АлиSа»: принимаешь правила игры?

22 апреля 2016

Когда я училась в театральном институте, мы мечтали сделать спектакль без слов. Не балет, не пантомиму, а драматический спектакль без единого слова! Правда, чтобы создать молчаливый, но захватывающий спектакль, у нас, студентов, тогда не хватило ни ума, ни фантазии, ни образованности... Нашу юношескую мечту осуществила команда Красноярского ТЮЗа. Кстати, драматические спектакли без слов по произведениям, которые каждый образованный человек знает почти наизусть – «Три сестры», «Гамлет», «Алиса в Стране чудес» – стали одним из трендов современного театра.
a1.jpg798

Сцена из спектакля «АлиSа». Театр юного зрителя, Красноярск. Фото: Михаил Маклаков

От «Снежной королевы» до «АлисSы»

Этот театр покорил мое сердце еще в 2014 году спектаклем «Снежная Королева», номинированным тогда на российскую национальную театральную премию «Золотая Маска» в категории «Драматический театр, спектакль большой формы». Спектакли для детей не попадают в эту номинацию в принципе, а Красноярский ТЮЗ удостоился этой чести дважды, что в истории «Золотой Маски» – случай беспрецедентный. Тогда на «Снежной Королеве» я впервые поняла, о чем история великого сказочника, и на спектакле умывалась слезами так, словно бы ни разу в жизни не читала сказку Андерсена. О чем история? Да о том, что надо быть о-очень сильным и великодушным, чтобы сохранить человеческий облик перед лицом великого холода – и природного, и людского. Уж где-где, а в Красноярске не понаслышке знают, что такое леденящие холода.

a2.jpg548

Сцена из спектакля «АлиSа». Театр юного зрителя, Красноярск. Фото: Михаил Маклаков

Перед просмотром «АлиSы» волновалась: а вдруг впечатление не будет столь же сильным? Ну, не может же театр выпекать шедевры как пирожки!.. Честно говоря, я пять раз читала дочери книжки про Алису в разных переводах и в оригинале, да так и не поняла, в чем же секрет огромной популярности этих «абсолютно наркоманских», как мне тогда казалось, сказок Льюиса Кэрролла?! А тут мне снова внятно дали понять – про что и о чем.

Мэри Поппинс, шотландские килты и королевская гвардия

В спектакле «АлиSа» с самого начала все парадоксально, все наоборот – как в книжках Льюиса Кэрролла. При закрытом занавесе мы видим театр теней: громадный дуб, а дубовые листья не падают на землю, а поднимаются к небу. Ну все вверх ногами!

Девочка Алиса играет под присмотром няни, а потом няня исчезает – улетает на зонтике как Мэри Поппинс. Включившись в детскую игру, няня снимает с себя вечно модное твидовое пальто и сама превращается в маленькую девочку Алису. Ну и ладно, что Мэри Поппинс совсем из другой оперы, зато она – один из символов старой доброй Англии, а их на протяжении спектакля мы увидели великое множество – от мужчин в шотландских килтах до королевской гвардии в высоких медвежьих шапках, что охраняет королеву возле Тауэра.

a3.jpg798

Сцена из спектакля «АлиSа». Театр юного зрителя, Красноярск. Фото: Михаил Маклаков

Подробно воссоздавать сюжеты сказок Кэрролла смысла нет – современные дети читали их сто раз и видели столько же экранизаций – мультипликационных и кинематографических. Поэтому творческий тандем в составе режиссера-художника Даниила Ахмедова и художественного руководителя постановки Романа Феодори пошел другим путем: «АлиSа» обращается не к мысли, логике и рассудку, а затрагивает совершенно иные рецепторы, отвечающие за эмоции, ассоциации и смену настроений. Поэтому дети смотрят на сцену, раскрыв рты. Это они-то, избалованные Голливудом, Диснеем, компьютерными игровыми приставками, планшетами и прочей техно-ерундой! Взрослые хорошо обучены смотреть даже самый скучный спектакль из вежливости. С детьми этот номер не пройдет: если им неинтересно – будут стоять на ушах. Это закон ТЮЗа. И если удивить современных детей сложно, то взрослых – практически невозможно. Честно говоря, до середины первого акта я цинично думала: «Ну и через сколько секунд после выхода из театра я забуду о том, где была?..»

Сумасшествие в зрительном зале

Оснащенное по последнему слову сценической техники театральное шоу, как и книжки английского писателя, сделано в расчете на детскую психологию. А чего хочет ребенок? Играть. Пусть ему и накупили сотню навороченных гаджетов. Любой ребенок – даже совершенно испорченный компьютером! – хочет актерства, шутовства, клоунады. Перевоплощаться, изображать кого-то, вот оно – ребячество, баловство. Не случайно между актерами и детьми ставят знак равенства. «Станьте снова детьми!» – увещевали нас театральные педагоги. Тогда, в студенческие годы выяснилось, что вернуться в детство невероятно сложно… А во время спектакля «АлиSа» я постепенно, помимо собственной воли и неожиданно для самой себя впала в детство.

Родителям играть с детьми некогда: взрослые вечно спешат, они всегда на работе. А Труляля и Траляля играют – у них время есть! Развлекают как коверные клоуны. Говорят на тарабарском языке, на который полностью перешла моя дочь после просмотра спектакля, и отныне я вынуждена общаться с ней исключительно на тарабарском: так воспитательный процесс идет лучше. Труляля и Траляля стреляют «пиф-паф», изображают войнушку, стреляют из рогатки по птицам, затевают матч, после которого футбольный мяч превращается то в большое мороженое, то в страусиное яйцо… Белый кролик играет с Алисой то в мячик, то в догонялки, то в прятки. Одна затея сменяется другой. Огромные надувные шары размером с дом плавно летят в зрительный зал, и каждому – взрослому и ребенку – хочется прикоснуться к шару как к святыне, ведь шар только что был на священном месте – сцене! Избитый, казалось бы, прием: надувные мячи каждый раз бросают публике в цирке. Но здесь он почему-то превратился в священнодействие: у меня брызнули слезы восторга, дети смеялись от радости, а чада, которым не удалось коснуться волшебного шара, безутешно плакали в антракте. Море эмоций!

Вот началась игра в хлопанье дверями: Алиса выходила сначала из одной двери, потом из другой. Когда появилась вторая Алиса, моя дочь спросила: «Это двойняшки?» Но вскоре возникла третья Алиса, за ней – четвертая… И тут я поняла, что по мере происходящего я… схожу с ума. Теряю рассудок, погружаюсь в то самое безумие, в котором, видимо, пребывал писатель Льюис Кэрролл, создававший – под воздействием абсента, других ли галлюциногенов – свои бессмертные творения.

a4.jpg598

Сцена из спектакля «АлиSа». Театр юного зрителя, Красноярск. Фото: Михаил Маклаков

Абсолютного апогея безумие достигло, разумеется, во время чаепития. Явился Безумный Шляпник и моя дочь завопила: «Джонни Депп, это он!!!» Ну конечно, постаревшая звезда подрабатывает «на разовых» в Красноярском ТЮЗе. Дети обожают ломать игрушки. И тут им дали порезвиться вволю – мять, комкать и ломать предназначенную для чаепития пластиковую посуду, а под занавес устроить из нее фейерверк. Восторг! Как мало надо ребенку для счастья… Словом, на время спектакля дети попали в Голливуд, с той лишь разницей, что здесь они не тупо пялились в экран, а играли вместе с актерами. Интерактивный театр с вовлечением публики в действие сегодня актуален и, как выясняется, здорово востребован. Вот я сейчас сижу за одним компьютером, дочь – за другим: мне надо срочно сдавать текст, а куда деваться?! А пришел бы сейчас к нам Белый кролик, поиграл бы с дочерью в мячик – и зрение у ребенка не портилось бы, и для координации полезно.

И хотя никакой логики в этом ярком, красочном, фантастическом театральном шоу, казалось бы, не было, – с нами просто поиграли в разные игры и представили одного за другим персонажей сказок Кэрролла, – логический вывод меня все-таки настиг. Оказывается, «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье» – это не книги, а игры! Их не надо читать, в них надо играть, как играют дети в песочнице.

О чем же писал Льюис Кэрролл?

В разгар забав, баловства и шутовства меня внезапно настигло прозрение: «Что наша жизнь? Игра!». Впрочем, простите, это опять из другой оперы («Пиковая дама», композитор П.И.Чайковской), да и контекст немного иной. Однако Даниил Ахмедов и Роман Феодори, играючи, словно бы между делом, снова открыли нам истину: жизнь – игра. Да, жизнь абсурдна, противоречива, нелогична, безумна, часто несправедлива, но именно она задает нам правила игры. Играй! Летишь вверх ногами в длинном тоннеле сквозь Землю через экватор – и нормально! Принимай это как данность. Включайся в игру. А если сопротивляешься, протестуешь, плывешь против течения, жизнь корежит тебя и ломает… Вот о чем, оказывается, писал философ и фантаст Льюис Кэрролл.

В финале взрослая Алиса в твидовом пальто сидит и читает книжку, то улыбаясь, то грустя. Читать книгу, смотреть хороший спектакль или фильм,переместившись в иную реальность, – одна из немногих радостей, дарованных нам жизнью. Алиса сидит и читает, а я сижу и рыдаю: «Что уже все? Конец спектакля? Игры закончились, и мне нужно обратно превращаться из ребенка в старую седую тетку? Как неохота!» Однако в гардеробе пришлось натянуть на себя вечно модное твидовое пальто и стать строгой воспитательницей собственной дочери. Хотя настроение после спектакля было такое, что хотелось раскрыть над головой зонтик с ручкой в виде головы попугая и немного полетать над Тверским бульваром!.. А всем, кто не посмотрел «АлиSу» на фестивале в Москве, срочно лететь на зонтике в Красноярск.

P.S. Спектакль «АлиSа» Красноярского Театра юного зрителя получил специальную премию жюри драматического театра «За яркий образец спектакля-феерии». А я бы вручила Даниилу Ахмедову и Роману Феодори еще и премию «За умение влезать в мозги драматурга» (в данном случае –писателя) и доносить до зрителя незабвенное для всех режиссеров Сирано де Бержераковское: «Ведь я же не слова… Я то, что за словами!».
a5.jpg383
Режиссер и художник спектакля «АлиSа» Даниил Ахмедов на церемонии вручения национальной театральной премии «Золотая Маска». Фото: Дмитрий Дубинский.

Лидия Ященко, "Частный корреспондент", 22.04.2016