До свидания, девочки...

12 мая 2010

zori.jpg478Красноярский ТЮЗ накануне Дня Победы представил героическую поэму "А зори здесь тихие..." по мотивам повести Бориса Васильева в постановке и художественном оформлении Аллы Васильевой.

Вспоминаю конец семидесятых, когда в Доме офицеров заслуженный артист России Ефим Львович Гельфанд поставил в руководимом им народном театре спектакль по мотивам поэмы Маргариты Алигер "Зоя", где одну из ролей сыграла актриса Алла Васильева. Думаю, истоки нынешней работы уже маститого постановщика оттуда, из той яркой литературной композиции. Во всяком случае, тема женского подвига в годы войны присутствует и в "Зое", и в "Зорях".

Пустая сцена, засыпанная бумажными осенними листьями. Пять табуретов, пять пар чёрных сапог. И старшина Васков, наигрывающий на баяне вальс. Затем появляются пять симпатичных девчонок в светлых ситцевых платьях мирного времени и надевают эти самые кирзачи, превращающие их в зенитчиц и вызывающие в памяти строки Булата Окуджавы: "Сапоги, ну куда от них денешься?.." Впрочем, режиссёрский ход с зенитчицами, воюющими не в гимнастёрках, а в платьях, вовсе не бесспорен и нет-нет да отвлекает внимание от происходящего простым вопросом: "А как же они могут, в платьях-то?.."

Спектакль создан по мотивам повести Бориса Васильева, опубликованной в 1969 году в журнале "Юность" и потрясшей всю страну. Перед постановщиком поставлена задача вместить текст произведения в один час действия, хотя не совсем понятно, зачем такие ограничения? Героическая поэма всё-таки вышла за часовые рамки и продолжалась около полутора часов, но никто из зрителей, думаю, не обиделся бы, если бы "Зори" шли ещё дольше. Алла Васильева даёт первую, "мирную" часть пунктиром, чтобы хоть как-то обозначить образы героинь и перебросить их в точку смертельной неравной схватки с превосходящими силами гитлеровцев.

Текст Бориса Васильева обладает настолько бешеной энергетикой (на мой взгляд, писатель более ничего мощнее не создал), что даже попытка перечитать наиболее яркие куски повести лично меня не оставляет равнодушным. Текст, который читают со сцены актёры ТЮЗа, несмотря на разную его подачу, также трогает, волнует, заставляет сопереживать. Спектакль, представленный Аллой Васильевой, производит неоднозначное впечатление. С одной стороны, столь любимая в советские годы литературная композиция (вот вам и "Зоя" Маргариты Алигер), с другой - попытка создания полноценной повести о войне с актёрскими работами, разработкой характеров. И если Анатолий Кобельков в роли старшины Васкова ближе к первому, поскольку бережёт голос и даже мощнейший финальный монолог перед оставшимися в живых фашистами именно читает, и нет в нём ни ярости, ни усталости, ни злости сохраняющего остатки последних сил солдата, то Екатерина Кузюкова блистательно отыгрывает свою Соню Гурвич (на мой взгляд, это лучшая актёрская работа в "Зорях"). Актёрские типажи подобраны режиссёром на удивление точно: убедительно выглядит Юлия Троегубова в роли Лизы Бричкиной, ярко демонстрирует свои профессиональные возможности Светлана Киктева, играющая Галку Четвертак (правда, отвлекающие внимание серьги в ушах детдомовки выглядят очень уж нарочито). К сожалению, не хватает шика, простите за каламбур, некой раскованности, обаятельной Светлане Шикуновой в роли Женьки Комельковой. Вероника Трубникова (Рита Осянина) ближе к Анатолию Кобелькову, поскольку роль свою она не играет, даже в самых трагических эпизодах, а просто равнодушно читает текст.

Очень скупо музыкальное оформление, несмотря на то, что среди постановщиков значится композитор Евгения Терёхина. И если в эпизоде смерти Сони Гурвич "Тум-балалайка" вполне срабатывает, то в других моментах чувствуется однообразие и хочется всё-таки музыки, а не акапельного исполнения.

Однако даже в таком ещё "сыроватом" виде новая постановка ТЮЗа заслуживает уважения. Стоит, наверное, ещё поработать над текстом, вернув, например, в сцену смерти Сони Гурвич причину её гибели - "А они по этой ниточке ножом!", над актёрским отношением к образу. Словом, ещё есть над чем работать...

Сергей ПАВЛЕНКО
Фото из архива Красноярского ТЮЗа
"Красноярский рабочий", 12 мая 2010 г.