Итоги года: станция «Театральная»

22 декабря 2015

Главный режиссер ТЮЗа подвел итоги года.

radio-feodori.jpg600

В гостях на «Авторитетном радио» в программе «Метро» подвел итоги года главный режиссер театра Роман Феодори. О достижениях и постановках, личных итогах года и наблюдениях за зрителями — в беседе Романа Феодори и ведущего Сергея Рубцова.

Какие-то итоги года театр подводит? Вы, как режиссер, с труппой, администрацией — в чем измеряются итоги для вас?

— Итоги года измеряются премьерами, участием в фестивалях, желательно федерального масштаба, и премиями, которыми специалисты отмечают наш театр.

В этом году у нас состоялось несколько премьер. В январе мы выпустили спектакль «Алиsа» — это работа режиссера-художника Даниила Ахмедова, который поставил его вместе с артистами нашего театра. Этот спектакль уже побывал на старейшем российском фестивале, который называется «Реальный театр». Этот спектакль уже номинирован в четрырех основных номинациях высшей театральной премии страны «Золотая маска». Также он поедет в апреле на фестиваль «Арлекин» — это высшая театральная премия для детей. И в «Театральной весне», красноярском фестивале, он взял четыре основные номинации. Спектакль в нашем театре идет часто, поэтому попасть на него можно.

То есть это успех для театра?

— Вообще это успех для театра и для города. Но самое главное, что появляются такие вещи, которые нельзя пропустить. Если у вас есть ребенок, от 6 до 66 лет, — вы спокойно берите его, приходите на спектакль — это абсолютно не страшно, это увлекательно и интересно. Вас ждут интерактивные экскурсии, инсталляции, которые стоят в театре, вы можете погрузиться в мир Алисы, поучаствовать в безумном чаепитии — посетить яркий спектакль, который могут запросто увидеть жители Красноярска.

Вот москвичам, например, его сложнее увидеть. Они смогут увидеть его только два раза в апреле, а мы можем посмотреть его четыре раза в месяц.

От глобальных итогов театра ближе к вам. Последние годы театральность Красноярска с вашим именем все-таки связана. Это связано, прежде всего, с тем новаторским подходом в театральных постановках, то, что выходит за пределы классического понимания. Классический театр, вообще, вам не близок?

— Я просто не очень понимаю, что такое «классический театр»…

Классический театр — это когда нет шаров в зал, взаимодействия с публикой, интерактива. Для меня это «Дядя Ваня» Чехова, грубо говоря.

— Мне кажется, так давно уже никто не делает. Современный классический театр, на мой взгляд, это театр, который говорит со зрителями о тех проблемах и о тех темах, которые в первую очередь этого зрителя волнуют. А уже способ, как говорить, — например, мюзикл, который мы сейчас поставили, — это вполне себе классический театр. Никто из зала не выходит, и шары в зал не летят. Но мысли, которые мы пытаемся озвучить, проявить, они все в головах у зрителей.

Я бы хотел сказать еще такую вещь: не с моей фамилией это связано, а с той командой людей, с которой я работаю. Я приглашаю все время своих единомышленников — художников, композиторов, хореографов, режиссеров, и мы все вместе, включая артистов, директора нашего театра, пытаемся реализовывать серьезную большую линию. Один человек никогда в театре ничего сделать не сможет.

Но есть всегда лидер, который ведет команду.

— Главное, чтобы нашлась правильная команда.

Мне кажется, вы сторонник эпатажного действа на сцене — с применением спецэффектов, машинерией, когда всё это двигается...

— Вот если б вы были где-нибудь на Бродвее, вы бы увидели, что такое настоящая машинерия. С приходом Даниила Ахмедова, художника в наш театр, конечно, мы стали погружаться более серьезно в интерактивную историю, с вкраплением технологий. Но все эти технологии он сочиняет сам...

Это для чего? Чтобы люди шли в театр?

— Это только для того, чтобы тема, заявленная в спектакле, проявилась полноценней, полнокровней. Если нужен кран или нужно, чтобы полетели шары в зал, чтобы люди вспомнили свое детство и захотели вернуться, тогда это адекватно и нужно. Но если спектакль про что-то другое, то это необязательно. И у нас не в каждом спектакле все летают и к зрителям выходят артисты со сцены.

Роман, вы в Красноярске с 2011 года, 5-й сезон. Постановки идут в разных городах. Насколько сложно перемещаться в другие города — и творчески, и физически — в Омск, Екатеринбург, Москву? Вообще возвращаться в Красноярск не тоскливо?

— Нет, наоборот. Здесь же живут люди, которых мы любим. Красноярск это уже сложившаяся семья. Когда ты расстаешься с ней — ты скучаешь, когда возвращаешься — ты радуешься, у тебя рождаются новые силы. А насчет графика — он настолько давно, что ты его не замечаешь. Наоборот, замечаешь, когда наступает лето и появляется две недели отдыха — вот тогда ты понимаешь, что тебе чего-то не хватает.

Полную версию разговора можно послушать на сайте «Авторитетного радио».