Настоящая жизнь не менее интересна, чем страдания Гамлета

13 апреля 2012

podrostok1.jpg480Красноярский ТЮЗ приступил к работе над документальным спектаклем "Подросток в большом городе".

Идею совместной с театром работы над пьесой выдвинули в 2007 году фестиваль молодой драматургии "Любимовка" и творческое объединение "Культ-проект", а поддержало Министерство культуры РФ. Подобные проекты уже были реализованы в разных театрах страны. Цель проекта - поиск современного молодого героя нашего времени, нашего земляка, и рождение на сцене Красноярского ТЮЗа спектакля о современном подростке.

Документальный театр, основанный на подлинных текстах, интервью и судьбах реальных людей, является особым жанром, существующим на стыке искусства и злободневного социального анализа. Творческие группы театра создадут спектакль на основе встреч с реальными людьми на самые актуальные и своевременные темы окружающей действительности, волнующие молодёжь. Будут использованы свидетельства реальных людей, техника verbatim, "глубокая импровизация", театральные игры и тренинги.

Проект реализуется в два этапа. На первом в рамках творческой лаборатории группа актёров под руководством режиссёра Романа Феодори примет участие в мастер-классах и тренингах, чтобы познакомиться с понятиями "документальный театр" и "вербатим", методами работы по сбору материала для создания новой пьесы, состоится общение с театральными критиками Кристиной Матвиенко, Еленой Ковальской, Александром Висловым. Вместе с молодыми драматургами Любовью Мульменко, Александрой Денисовой, Мариной Разбежкиной, Ярославой Пулинович актёры в процессе общения с подростками и молодёжью краевого центра будут собирать материал об их жизни.

Непосредственное создание спектакля начнётся на втором этапе. Режиссёр Роман Феодори, побывав в Кирове на фестивале "Новая драма", понял, что самый сильный эффект вербатим производит именно в провинции не потому, что здешний зритель не привык видеть на сцене самого себя - к этому не готов и московский зритель. А потому, что документ предельно конкретен: вербатим не искажает добытые в беседах с реальными людьми речевые перлы и манеру говорить (а значит, и мыслить). Язык же лучше всего сохраняет себя и свои особенности за пределами столицы. Стоит добавить, что в Барнауле режиссёр уже успешно реализовал подобный проект "Живому театру - живого автора".

Социальная значимость проекта состоит в том, что в создании спектакля активное участие примет молодёжь города. Герои спектакля - это наши с вами современники и жители нашего города. Этот проект восполнит дефицит реальности на сцене. Документальный спектакль - как публицистика, газетная передовица. Он идёт рука об руку с документальным кино, провоцирует общественные дискуссии и показывает, что настоящая жизнь обычного человека сегодня ничуть не менее интересна, драматична и важна, чем страдания Гамлета. В театре всё происходит здесь и сейчас. В театре натягиваются живые энергетические нити между сценой и залом. И когда это возникает, то здесь и начинается главная часть спектакля - путь к себе, к собственной реальности. И если, покидая театр, зритель по-новому увидит мир вокруг себя, создаст своё мнение о действительности, можно будет считать задачу выполненной.

Сергей ЕГОРОВ
"Красноярский рабочий", 13 апреля 2012 г.