От нуля и старше: детский театр в центре внимания

28 марта 2014

Академические театры, фестивали и культурные центры разрабатывают программы для детей

snej_22288204644.jpg468То, что к детскому театру сейчас такой интерес, во многом объясняется появлением нового поколения режиссеров. По мнению главного специалиста Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексея Гончаренко, в эту профессию пришли молодые люди, которые хотят заниматься исключительно театром для детей и относятся к этому очень серьезно: «Я бы назвал Полину Стружкову и Екатерину Гороховскую, — говорит он. — Кроме того, для развития общей ситуации важно, что спектакли, сделанные для детей, принимают участие в крупных фестивальных конкурсах наравне со взрослыми постановками и даже побеждают в этом соперничестве. Именно так получилось с Андреем Могучим и его спектаклем “Счастье” по “Синей птице”, получившим в 2012 году “Золотую маску”. Кстати, в конкурсе “Золотой маски” этого года — “Снежная королева” Красноярского ТЮЗа в постановке Романа Феодори. Эти спектакли — пример современного театра для детей, где сочетаются приемы шоу, визуальные эффекты и глубокое содержание, умение разговаривать со зрителем на такие важнейшие темы, как смерть или одиночество».

Для грудничков и подростков

В этом году «Золотая маска» даже сделала специальный проект «Детский Weekend» (его куратором и выступил Алексей Гончаренко). В программу вошли спектакли для зрителей самого разного возраста: от маркировки «0+», постановок для грудничков, сегодня очень востребованных, до спектаклей для подростков, говорящих на острые темы, от суицида до абортов. И разных жанров: в «Детский Weekend» включили кукольные, драматические спектакли, постановку Большого театра «Настройся на оперу», а также «За (скобками)» «Балета Москва» — кажется, единственный в стране пример проекта в жанре современного танца, адресованного подросткам.

— Почему вообще «Золотая маска» решила провести этот спецпроект? — спрашиваю у генерального директора фестиваля Марии Ревякиной.

— У нас фестиваль конкурсный, и мы не делим театр на взрослый и детский, — отвечает она. — Но при этом понимаем, насколько огромен спрос на постановки для детей. Поэтому решили сделать такой проект к 20-летнему юбилею «Золотой маски». Подобрали 16 спектаклей из разных городов страны: Барнаула, Саратова, Кирова, Петербурга, Великого Новгорода — и попытались представить палитру того, что сегодня происходит в детском театре. Понравилось всем: и нам, и публике. Могу сказать точно, что мы будем продолжать это направление. А уж в каком виде — придумаем после завершения фестиваля.

Вместе с «Карабасом»

Серьезный интерес к театру для детей и подростков начали проявлять и академические «взрослые» труппы. В эти дни о запуске долгоиграющей дет­ской программы объявляет Театр им. Маяковского. Он бесплатно предоставил свою сцену для показа двух спектаклей нового фестиваля независимых детских театров «Карабас», который пройдет с 28 марта по 6 апреля.

«У маленьких независимых театров всегда проблемы с арендой, — комментирует заместитель художественного руководителя Театра им. Маяковского драматург Саша Денисова. — Зато у них обычно нет проблем с поисками собст­венного языка, они любят экспериментировать. Для нас это взаимовыгодный обмен: вместе с “Карабасом” мы планируем устроить лабораторию детского театра, в которой примут участие молодые режиссеры».

Первый детский спектакль при новом худруке Театра им. Маяковского Миндаугасе Карбаускасе — «Мама-кот» — вышел этой осенью: сказку о том, как четверо портовых котов вырастили птенца чайки, поставила 28-летняя Полина Стружкова. Спектакль получился замечательным: в нем удалось выдержать баланс между красочным и стильным оформлением, темпераментными музыкальными номерами — и серьезными, довольно болезненными вопросами, которые поднимает эта история. Среди них — темы приемной семьи и толерантности к «чужим».

Детская программа Театра им. Маяковского по-настоящему развернется в следующем сезоне: в труппу только что приняли несколько выпускников Мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе, которых планируют занять в постановках, пьесу для детей под названием «Ужасный внук Эдгар» специально для Театра им. Маяковского пишет Иван Вырыпаев.

Театр на уроке

Совершенно с другой стороны к проблеме юной аудитории решил подойти петербургский БДТ им. Товстоногова. В конце марта здесь начинает работу «Педагогическая лаборатория БДТ» — важная часть масштабной программы развития театра «Эпоха просвещения». Режиссеры и драматурги вместе с преподавателями и студентами Педагогического университета им. Герцена станут изучать возможности театра в работе учителя. Первым шагом на пути реализации этой программы можно назвать недавнюю премьеру БДТ «Театр изнутри» — интерактивную экскурсию по Каменноостровскому театру для детей 6-11 лет.

«Урок — это спектакль, в теории это всем понятно, — объясняет куратор проекта, режиссер Борис Павлович. — Значит, учитель должен быть драматургом, режиссером и актером в одном лице. Кроме того, здорово, когда он любит театр и разбирается в нем. Я говорю не только о литераторах, но и географах, физиках, биологах… Учитель может быть идеальным резидентом театра в обществе. По сути, мы работаем над созданием образа учителя будущего. Интересный учитель — интересные ученики. Мы же хотим, чтобы через несколько лет в зрительном зале сидели умные, тонкие, увлеченные люди».

То, что именно Павлович стал куратором «Педагогической лаборатории», не случайно: этот 34-летний режиссер — еще одна важная фигура для российского детского театра последних лет. Семь лет он был худруком кировского ТЮЗа — «Театра на Спасской» и за это время превратил его в культурный центр. «Театр на Спасской» был экспериментальным полигоном, — рассказывает Павлович. — Мы делали из театра место встречи, общественной дискуссии. Я своими глазами видел, как меняется атмосфера, воздух в городе под воздействием странных, нетеатральных событий театра. Вместе с тем каждый раз культурную и социальную модель нужно изобретать заново. Главное — иметь вкус к изобретениям. В БДТ, безусловно, задачи другого порядка и другой степени сложности. Но и команда, которая работает над их решением, — просто на зависть».

Камерная магия

Для площадок, устроенных по принципу культурного центра, интерес к детскому театру достаточно естествен. Скажем, в весенней афише театра «Практика» сразу две премьеры для семейного просмотра. Только что тут отыграли «Золушку» по пьесе ведущего французского режиссера Жоэля Помра в постановке Марфы Горвиц. Старая сказка превратилась в довольно жесткую историю о подростках, расплачивающихся за ошибки родителей. А 30 марта в «Практике» вторая премьера — «Петр и Феврония Муромские» Светланы Земляковой. Не банален для детского спектакля (на афише стоит возрастная маркировка «10+») и сам выбор первоисточника — текста Ермолая-Еразма Прегрешного XVI века, и участие в проекте одного из лучших современных композиторов Александра Маноцкова, и форма постановки. После каждой из драматических сцен в качестве своеобразного комментария здесь будут идти музыкальные номера, их исполнят две певицы в сопровождении ударных и маримбы. Композитор называет эти номера «клеймами» — по аналогии с иконописными клеймами, маленькими изображениями по периметру иконы, раскрывающими ее основной сюжет.

А в Центре им. Мейерхольда в течение этого сезона работает новая программа «Детский ЦИМ». Важная ее часть — Мастерская сторителлинга, то есть искусства рассказывать истории: актеры пересказывают публике литературные сюжеты. И классические (в афише конца марта легенды о Жанне д’Арк), и написанные современными сказочниками. Но «Детский ЦИМ» — это не только сторителлинг.

«Мы в ЦИМе уже год собираем коллекцию необычных камерных спектаклей для детей, — говорит арт-директор ЦИМа Елена Ковальская. — У публики большая потребность в таких спектаклях — камерных, магических, пробуждающих фантазию. В таком театре гладильная доска оборачивается цаплей, тазик громыхает как весенний гром, вязаный полосатый медведь сидит на стуле рядом со сказочницей, она рассказывает, играет маленький оркестр, и твоя фантазия рисует тебе приключения необыкновенного медведя в сегодняшней Москве. Часто спектакли сопровождаются мастер-классами: на одних детей учат рассказывать истории, на других дети вспоминают спектакль и сообща рисуют карту похождений героя. Детская фантазия гораздо богаче самых богатых шоу — такова философия “Детского ЦИМа”. Наши спектакли — чистый hand made».

Александра МАШУКОВА
"Ведомости. Пятница", 28.03.2014 г.