«Подросток с правого берега» Енисея на московских подмостках: жизнь «почти дословно»

20 февраля 2013

_mg_6579%281%29.jpg473Документальный спектакль «Подросток с правого берега» - не совсем обычная театральная постановка. Он несет подзаголовок: Эксклюзивный спектакль для особых зрителей.

Написали пьесу и поставили по ней спектакль сами актеры Красноярского ТЮЗа в сотворчестве с драматургами, используя технику verbatim – что по-русски означает «почти дословно». Слова персонажей максимально приближены к живой речи – в уста героев вложены фразы, сказанные во время интервью с теми, про кого эти пьесы написаны.

Главная тема спектакля - современный подросток. Кто он? Чем он живёт? Что его волнует? Отличается ли его система ценностей от взрослого человека? Что необходимо подростку, чтобы чувствовать себя счастливым человеком? Вот основные вопросы, которыми задаются авторы спектакля – а за ними и мы, зрители.

Сибирский ТЮЗ в столице

Проблематика оказалась настолько актуальной, что спектакль, после того, как он был оценен театральными экспертами российского уровня, пригласили на «Маску плюс» - это внеконкурсная программа «Золотой маски», своего рода «показательные выступления». Зам. главного режиссера по творческой части Лариса Лейченко рассказала корреспонденту «АиФ на Енисее», что в основную программу «Подросток» не вошел по единственной причине – премьера состоялась после того, как прошли установленные сроки. Однако он показался организаторам конкурса настолько интересным, что его пригласили для участия во внеконкурсной программе. Более того, творение сибирских режиссеров находится в числе рекомендованных для просмотра московской публике.

Конечно, сибирским творцам волнительно представлять своё любимое детище на столичной сцене. «Нам и радостно, и волнительно показывать свой спектакль взыскательной московской публике, - говорит Лариса Лейченко. – Это своего рода аванс сибирскому театру, и хочется его оправдать в полной мере – сыграть честно, искренне, как и дома, чтобы москвичи нас полюбили также, как и наши родные красноярцы». Слово «играть» здесь даже не совсем подходит, добавляет зам.режиссера, - спектакль настолько правдивый и жесткий, поставленные в нем проблемы настолько актуальные и социально острые, что его можно только прожить на сцене. Недаром он называется документальным. В связи с этим особое внимание главный режиссер театра, Роман Феодори, обратил на тщательный отбор площадки, на которой артисты представят спектакль. Главная «миссия» красноярских артистов в Москве - «не соврать ни единой ноткой», говорит Лариса Николаевна.

Не исключено, что в следующем году «Подросток» будет номинирован на основную программу конкурса.

Театр размышления и эмоций

По мысли режиссера спектакля, «актерство» в театре должно отойти на задний план - современный артист чаще является проводником мысли, персонажа, идеи, это гораздо интереснее зрителю. В работе Роман Феодори ориентируется главным образом на систему драматурга Бертольда Брехта, которая совершенно отлична от созданной Станиславским. Эпический театр Брехта – это холодный театр размышления. Предполагается, что мысль, которая приходит зрителю во время просмотра, должна вызвать эмоции и переживания, а не наоборот, потому что эмоции отключают мозг.

Этот же подход реализован в «Подростке» - человек, воспринимая спектакль, не ассоциирует себя с главным героем, а отстраняется и погружается в размышления - насколько правильно поступает герой.

_mg_6669.jpg474«Взрослым так просто,
Всё знают они наперед,
Ну, а подросток –
Пока он еще подрастет...»

«Подросток с правого берега» - спектакль жесткий, временами даже жестокий, как иногда бывает сама жизнь.

«Я вырос в мире, где жестокость - норма поведения. В армии это называется дедовщина. Но она начинается с детского сада. Кто сильней, того игрушка. В школе кто сильней - у того девушка красивей», - сказал актёр Алексей Алексеев, участвующий в спектакле, в интервью корреспонденту газеты «АиФ на Енисее».

Уже само название спектакля говорящее - правый и левый берега Енисея для красноярца несут свою четко обозначенную коннотацию. Подросток с правого берега – скорее всего, из рабочей среды, менее обеспеченный, образованный и оснащенный культурными атрибутами, чем представитель интеллигентского сословия, которое старается поселиться на левом берегу великой реки. Соответственно, социальная среда, которая его формирует, содержит специфическую проблематику – наркотики, ранний секс, алкоголь, криминал, обилие нецензурной лексики, унижение слабых, драки.

Отметим, что Театр юного зрителя располагается на правом берегу. И сам он своего рода подросток-бунтарь, поднимающий нелегкие проблемы и доставляющий этим городу немало беспокойства.

Режиссер решил оставить все, как оно есть в жизни. В результате получилось, что спектакль обращен в первую очередь к родителям. Детям старшего школьного возраста разрешено приходить на него только вместе со взрослыми.

- Я вырос в таком мире. <…> На мой взгляд, жестокость в людях либо от ситуации в семье - как родители между собой общаются, разговаривают они с ребёнком или нет, а, может, они его бьют; либо от тупости. Когда не получается словами доказать свою силу, возникает желание физически побороть, ударить. В нашем спектакле Алексу 18 лет - подросток. Они же чувствуют, реагируют намного быстрее, чем взрослые. И у них постоянный стресс, особенно с 14 до 16 лет. Жестокость Алекса закономерна, что ли. «Не бывает плохих детей, бывают плохие взрослые», - это фраза реального подростка, который стал «донором» для нашего документального спектакля», - говорит Алексей Алексеев.

_mg_6458.jpg475Реквизиты спектакля – старая школьная доска, на которой мелом написана фраза «Урок толерантности» и дата показа; стулья, скамейки и стол по разным углам площадки. Публика находится на круге посреди сцены – всего около пятидесяти человек. Причина такой камерной обстановки – как в технических особенностях, так и исповедальной интонации спектакля, которую невозможно воспроизвести на широкую публику.

Зрители вовлекаются в действие еще до начала спектакля - пока все рассаживаются, на кирпичную стену проецируется видео с высказываниями некоторых современных подростков. Потом выяснится, что благополучные с виду мальчики и девочки несут в себе пороки современного общества, о которых и говорить-то не очень прилично. Почти два следующих часа жизни зрителей будут наполнены соприкосновением с той стороной действительности, видеть которую совсем не хочется. Однако уйти со спектакля до его окончания нельзя – почти также, как сбежать из жизни.

Татьяна РУДЕНКО
«АиФ на Енисее», 20 февраля 2013 г.