Театр ремонтирует вешалки

02 октября 2001

kytyz2.jpg480Осень - не только пора перелетных птиц и первого согласного рычания в батареях отопления. Осенью открывают новый сезон театральные коллективы. Для какой другой страны это, может, и рядовое явление. Только не для нашей. Поскольку у нас идет бесконечный тренинг на выживание в агрессивной среде. Экономика пока не на стороне культуры. Остаточный принцип - рецидив советского строя, который мы едва ли сможем скоро одолеть. Менталитет не тот.

И все же не так все плохо. Если верить заместителю начальника краевого управления культуры Петру Аникину, курирующему театры, филармонию и симфонический оркестр, в прошлом году ситуация с финансированием краевых театров была значительно лучше, чем в 1999-м. А нынче - еще лучше.

Общая сумма, отпущенная бюджетом на краевые театры, филармонию и симфонический оркестр, составляет 187,7 млн рублей. Вроде бы не так мало. Хотя, конечно, на фоне общих бюджетных расходов в 20 с лишком миллиардов рублей - капля в море. Сразу признаю: сравнение некорректно. Да я и не сравниваю - просто чтобы масштабы были уловимы.

Вопрос - как разделить выделенные деньги, поровну или по справедливости? Если поровну, получится ерунда. Театрам и прочим творческим коллективам этого хватит разве что на покупку прочных подпорок, чтобы стены не падали. Это не шутка, а навеяло. Давно, когда Заполярный театр драмы в Норильске находился в старом здании, он примерно таким способом и укреплял свой творческий потенциал. Времена, между прочим, были советские - те самые, которые теперь почему-то принято называть "благословенными". Театр давно уже живет в другом здании, процветает, а в прошлом году его коллектив щедро делился с красноярцами своим творчеством. Не менее щедрым был во время норильских гастролей и наш театр Пушкина. И те, и другие сорвали в гостях заслуженные овации. Экскурс опять же не случаен. Обмен гастролями стал возможен благодаря новому кадровому назначению, когда краевое управление культуры возглавила Татьяна Давыденко.

Год назад ее активность можно было мотивировать так: новому чиновнику власти необходимо засветиться, укрепить общественность и руководящие верхи в положительном мнении. Укрепила. Но активности не утратила. Несмотря на интриги, которые не замедлили сплестись в администрации края. Не сами по себе - интриги плетут люди. Одно время даже ходил слух, якобы Давыденко вот-вот уволится. Слух не подтвердился. Учитывая многочисленные отзывы профессиональных менеджеров культуры, можно пожелать: дай Бог, чтобы не подтвердился и впредь.

Руководители театров, с которыми мне удалось встретиться, единодушны: именно с приходом Татьяны Давыденко в театрах началось оживление. В финансово-хозяйственном смысле. Непосредственное свидетельство тому - гастрольные поездки коллективов. До прошлого года, начиная примерно с середины 90-х, театры сидели по домам. Денег на поездки не было. Спонсоры выручали слабо. Бюджет был бессилен помочь. И вот только в нынешнем году красноярский театр Пушкина побывал на гастролях в Питере и на фестивале в Новосибирске, норильский (при финансовом участии "Норникеля" и администрации заполярного города) тоже порадовал своими спектаклями северную столицу России, только что вернулся из Германии красноярский кукольный, в Иркутске выступали артисты Минусинского... Есть намерения отправить Театр музкомедии в Омск и Новосибирск, Пушкинский - в Иркутск. Известно, театралам гастроли необходимы не меньше, чем премьеры на родной сцене. Игра на чужого зрителя -- тоже своего рода премьера.

Гастроли гастролями, а театр начинается для зрителя с вешалки, для артиста - с гримерки. Еще бывает - с буфета. Здесь сходятся интересы и зрителя, и артиста. Помните, в "Без вины виноватых" Незнамов говорит верному спутнику Шмаге: "Мы - артисты, наше место в буфете!" Я не стану рассказывать, в каком театре Красноярска самый лучший буфет. Завзятые театралы и без меня это знают. Лучше поговорим о том, что делается, чтоб красота не увядала.

В этом году в общей сумме расходов значительно выросла статья на ремонт. Театр Пушкина получил, правда, совсем небольшую сумму - всего 800 тысяч рублей. Петр Аникин объяснил это тем, что в театре затеяна большая реконструкция. В настоящее время институт "Красноярскгражданпроект" дорабатывает проектную документацию. Речь идет не только о внутренней перестройке, но и о реконструкции фасада. Пока нет окончательного проекта, управление культуры не может открыть финансирование и нанять подрядчика для выполнения работ. Оттого и на ремонт выделено немного, что впереди - реконструкция. Между тем театральные афиши обещают нам открытие сезона в Пушкинском 10 октября. Значит, к этому времени косметический ремонт закончится. Можно будет поздравить артистов, руководителей и себя и с новым кадром: в штат театра Пушкина зачислен очередным режиссером Алексей Крикливый - тот самый, который поставил на камерной сцене "Одновременно" по Евгению Гришковцу. Этот спектакль (наряду со "Школой с театральным уклоном" Пашнина и Киндякова по пьесе Дмитрия Липскерова, сыгранной в Доме актера) стал, пожалуй, самым ярким событием прошлого сезона.

Подписан договор на ремонт Театра оперы и балета. Конкурс выиграла фирма "Окна". Чего-чего, а окон здесь много. Большой ремонт идет в Театре музкомедии. Здесь приводится в порядок главным образом "закулисье". Как сказал художественный руководитель театра Юрий Гвоздиков, "артист не может выходить на подмостки из Авгиевых конюшен - и чтобы при этом на душе у него было светло".

Отпущенные и уже освоенные полтора миллиона рублей из бюджета пошли на ремонт гримерок, туалетов - эта неотъемлемая часть бытия теперь выглядит совсем по-европейски. Общие же затраты на ремонт составили, по словам художественного руководителя, порядка 4 млн рублей. Покупается мебель, на 1 млн 740 тысяч рублей закуплено осветительного оборудования. Бюджетных денег все равно не хватает, потому не обходится без спонсоров. "Водоканал" пообещал отремонтировать фонтан в фойе театра, материалами помогает "Красноярскдорстрой", обещал финансовую поддержку КрАЗ. В будущем году у детей коллектива театра появится собственное место для отдыха - при содействии управления культуры им отведен целый дом в бывшем пионерлагере "Чародеи", что входит в комплекс лагерей "Таежный" под Атаманово. На 5 октября назначен первый спектакль. До этого времени, по словам Гвоздикова, все должно быть сделано даже ценой крови из носа.

Самый, пожалуй, проблемный - ТЮЗ. И не только в смысле ремонта. Сказалось многое. И то, что театр долгие годы был квартирантом в бывшем ДК Маяковского, только несколько лет назад здание по праву передали артистам. И чехарда с руководителями. Трудно ждать творческого подъема от артиста, если на голову капает, а главрежи меняются каждый год. Управление культуры края в начале года объявило конкурс на замещение вакантной должности художественного руководителя театра. Поступили заявки из разных городов, включая столицу. Конкурсная комиссия остановилась на трех кандидатах. Один из них - Андрей Няньчук - когда-то сам играл в ТЮЗе, здесь работает его жена. Сейчас он исполняет обязанности худрука. Это значит - главный режиссер и директор в одном лице. И хозяйственные, и творческие заботы лежат на нем. До 1 декабря ему предстоит доказывать, что он может все. Общая сумма затрат, необходимых на проведение полноценного ремонта, оценивается примерно в 8 млн рублей. Сейчас театр напоминает здание после бомбежки. Работы идут полным ходом, но денег не хватает.

Рассчитывать приходится только на бюджет: спонсоры осторожны, не желают вкладываться в и.о. Предлагают подождать до 1 декабря. Ждать некогда, впереди - театральный сезон. Пока труппа пробавляется выездными спектаклями, возя их по городам и весям края. Нет худа без добра, конечно, - неизбалованная зрелищами глубинка сможет что-то увидеть. Но когда коллектив сможет работать на собственной сцене, неясно. К общей проблеме добавляется частная. Решение ее очень важно для театра. В помещении бывшего кинотеатра "Радуга" на Щорса в настоящее время хранятся театральные декорации, здесь же стоят автомашины. Другого помещения для хранения у ТЮЗа нет. Проблема в том, что здание находится на балансе театра, а вот земля под него не отведена.

Теперь бывший кинотеатр собираются сносить, чтобы освободить место под строительство жилых домов. Если это случится, ТЮЗ останется, по сути, без подсобного помещения. Няньчук истоптал множество служебных коридоров, извел груду бумаги, пока получил однозначный ответ: вопрос решить может только мэр Красноярска. Вряд ли это станет частью предвыборной программы списка "Единства", который возглавит Петр Пимашков.

Такой вот расклад накануне нового театрального сезона. Мне показалось, что все как-то больно гладко складывается. Денег мало, но больше, чем было. Чиновники всеми силами стараются помочь, и у них эти силы находятся. Неужто не влияет субъективный фактор - расстояние от обшарпанного стула руководителя театра до кресла чиновника? Похоже, влияет. Директора некоторых театров мягко, но решительно встречаться с прессой отказались. Судя по всему, побоялись в итоге лишиться не только расположения власти, но и отпущенных копеек. Видимо, не смогли выстроить отношения. Или расстояние между стулом и креслом слишком велико.

Юрий ЧИГИШЕВ
"Очевидец" №39, 2 октября 2001 г.