ТЮЗ не сдается

04 декабря 2001

kytyz2.jpg479Летом у красноярского ТЮЗа сгорела крыша. Дело, казалось бы, житейское, а как звучит многосмысленно и сколько всего за собой влечет! Прежде всего по этому поводу был затеян грандиозный ремонт. Теперь ДК им. Маяковского - родной дом Театра юного зрителя - стоит с разобранной сценой, а вся жизнь происходит в пристройке, предусмотрительно сооруженной года три тому назад. Там, в репетиционном зале, готовятся новые премьеры. "Спящая красавица" уже четвертая с начала сезона. С августа поставлены спектакли "Лгунья", "Нежное сердце", "Длинный язык".

Сезон открывался условно. Перед театром встала дилемма: разойтись ли в бессрочный отпуск без содержания, или рискнуть пожить бродячей труппой... Выбрали второе. И вот кочевое актерское племя радует жителей края своими спектаклями. И не только края. Осенью ТЮЗ возил "Панночку" Нины Садур в постановке Аллы Васильевой на международный фестиваль в Воронеж.

"Панночка" - не новая постановка ТЮЗа. Спектакль на шесть актеров, без переодеваний, в аскетических декорациях (ворота, телега, бочки для сидений). На еще не разобранной тогда сцене ТЮЗа зрители сидели за очерченным мелом кругом, а кресла пустого зрительного зала были накрыты черной тканью, и оттуда, из тьмы, из холодного провала, выходила Панночка. 27 ноября этот спектакль, уже прославленный фестивалем, давали в Доме актера. Из декораций ушла бездна пустого зала, камерность спектакля стала более уютной. Стало меньше внешней эффектности, но, как пел Юлий Ким, замысел творца проступает "сквозь годы и румяна". Почти оголенная идея спектакля цепляет воображение сильнее, чем когда-то впечатлял его аскетично изысканный антураж, отступивший теперь на второй план.

Хома Брут не удержался за жизнь с ее веселыми простыми радостями. Актер Сергей Константинов, не прибегая к гротеску или наигрышу, просто и достоверно показывает жестокое превращение веселого вольного философа по жизни в погибающего в неравной борьбе крещеного человека. Крещеными людьми казаки называют друг друга в пьесе, это важно.

"Хорошим я был парнем", - говорит Хома, уходя в последнюю свою ночь в храм к мертвецу. В его образе столько спокойной силы перед ночью гибели, что грустно знать: у этой истории не может быть хорошего конца. Прежде чем скрыться за воротами (выходила из них и входила обратно только Панночка, только смерть), Хома оглядывается на ведьму, которой этого единственного взгляда не хватало, чтобы забрать жизнь философа... Но он оглядывается и на зрителей. И становится легче, потому что ясно: не видать аду бессмертной души.
Идея отправиться на фестиваль в Воронеж принадлежала режиссеру-постановщику "Панночки" Алле Васильевой. В прошлом году она была на театральном фестивале в Петербурге, где познакомилась с воронежцами, после отправила им кассету с записью спектакля и в ответ получила уже официальное приглашение. Продюсировать поездку взялся главный художник театра, оформитель "Панночки" Сергей Форостовский. Вдвоем с режиссером они отправились по спонсорам и насобирали тютелька в тютельку необходимые 35 тысяч рублей. Последние девять тысяч Форостовский получил уже в день отъезда. То есть артистов он к тому времени уже отправил, а сам пошел в банк "Кедр", "разжился" там тремя тысячами, потом в салоне "Диана" еще шестью, но это уже в долг. ООО "Аспазия" отпечатала программки, Ярбанк - афиши. ООО "Версия-1" выступило генеральным спонсором, совершенно по-меценатски оплатив львиную долю стоимости проекта.

Декорации  спектакля поехали зашитыми в красную ритуальную ткань, другой на складе Красноярского ТЮЗа не оказалось. Грузовые вагоны до Воронежа уходят раз в месяц, поэтому декорации пришлось отправить заранее. В Воронежском театре не хватило места на складе, их поставили в коридоре и пришли в замешательство: Красноярск прислал 13 "гробов" и черно-белые афиши... Прибывавшие театральные труппы, натыкаясь на неопознанные предметы, зашитые в ритуальную ткань, вздрагивали и интриговались, а потом ничего, даже фотографироваться на память решили - специально на фоне "гробов".
До Воронежа красноярцы и в лучшие-то времена не добирались. И сейчас наши оказались гостями из самого далека. Международность фестивалю обеспечили Башкортостан и Калмыкия, расположенные к Воронежу много ближе, чем Красноярск. Всего в этом году фестивалили 13 театров. Брянск, Тверь, Нижний Новгород, Орел, Борисоглебск...

Воронеж встречал гостей по-царски. Номера-люкс для режиссеров и продюсеров, сопровождающее лицо из числа воронежских актеров, сверхобильная культурная программа. И сам город в черноземном районе страны встречал гостей теплой осенней погодой. Там растут каштаны, клены с огромными листьями, старинная архитектура соседствует с элегантными стеклянно-бетонными современными сооружениями. А на базаре можно купить пучок редиски за полтора рубля и огромные помидоры для реквизита. Ведь пока Панночка спит, казаки закусывают горилку.

На фестивале "Панночки" было две. В первые дни свою версию показал Борисоглебский драматический театр им. Чернышевского. А красноярцы давали представление к финалу. Многие постановки на фестивале ограничивались созданием настроения. Красноярский спектакль настолько жив, ясен, продуман, так естественно следует своей внутренней логике, затягивает актеров и зрителей в азарт противостояния света и тьмы, что не верится, что половина состава заменена.

Перед самой поездкой на фестиваль на репетиции умер актер Юрий Горяев, играющий старого казака Явтуха. Его роль учил в поезде Анатолий Новоселов. Вячеслав Ферапонтов аврально вводился на роль молодого казака Дороша, Эмилия Шевчук - на роль Панночки. Монтировщиками на гастролях были по совместительству главный художник, звукорежиссер, художник по свету. Местные рабочие к концу фестиваля так вымотались, выставляя и убирая по три спектакля в день, что в конце концов просто сидели в углу и тупо смотрели, как красноярцы корячатся с телегой.

Фестиваль - это лишь смотр, всякий рейтинг там неофициален. Но наибольшую заинтересованность публики, критиков, коллег по цеху вызвали три постановки: "Чума на оба ваших дома" Г. Горина (Национальный молодежный театр республики Башкортостан), "Последние" М. Горького (Орловский государственный театр для детей и молодежи "Свободное пространство") и наша "Панночка".

Уезжая, ТЮЗ получил приглашения еще на два фестиваля: в Екатеринбург и в Рязань. Причем в Рязани фестивального прецедента еще не было. Но затея того стоит. Пресса за год может не уделить театру столько внимания, сколько за несколько дней фестиваля. Кроме того, съедутся театральные критики, да по центральному телевидению непременно мелькнет на всю страну сюжет о международном фестивале. Уж простите за банальность, но в наши тяжелые времена телевизионной культуры юношеским театрам, может, и способа иного не осталось привлечь к себе интерес.

ТЮЗовское движение по определению - молодежное, и, когда государство "вваливало" в молодежь деньги, организуя невменяемые сибирские стройки, ТЮЗы процветали. Много ли было нужно комсомольцу для счастья? Преодолевать трудности ради прекрасного будущего, свершать великие подвиги в честь светлого идеала да чуть-чуть романтики у костра. ТЮЗовское движение процветало на волне невероятной активности в воспитании молодежи и, соответственно, активности самой молодежи, как класса. Теперь на молодых махнули рукой... Во всяком случае, единой идеологии, проводимой "партией и правительством", на сей день не наблюдается. И ТЮЗы один за другим стали сдаваться на милость судьбе.

История красноярского ТЮЗа переживает черную эпоху, но не сдается и не думает говорить: "Хорошим я БЫЛ парнем". Неустроенность рождает инициативу. Почти как у тех комсомольцев на великих стройках прошлого века. Чем сильнее на нас давит судьба, тем активнее мы сопротивляемся, согласно ньютоновскому закону о силе действия и силе противодействия. Или, как поэтично сформулировали его скандинавы: северный ветер создал викингов. Не померла Панночка, жив Хома Брут, ТЮЗ еще поспорит с обстоятельствами.

Ирина БАХТИНА
"Очевидец" № 48, 4 декабря 2001 г.