I Лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры «Вешалка» / «Театр из ничего»

  • О проекте

    27 сентября — 2 октября 2011

    I Лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры «Вешалка» прошла в Красноярском ТЮЗе в начале осени 2011 года. Название у проекта многозначное. Кто-то вспомнит расхожее выражение Станиславского «Театр начинается с вешалки». У кого-то возникнут совершенно иные, неожиданные ассоциации. Пожалуй, все они будут верны. Идею «Вешалки» театру подарил известный театральный критик Олег Лоевский – инициатор множества лабораторий в театрах страны. Он стал идеологом этого проекта.

    Для чего нужна такая лаборатория? Ни для кого не секрет, что в театрах юного зрителя в России проблемы и с качественной современной драматургией для детей и юношества, и с привлечением молодых режиссеров. И к новым авторам, и к новым именам в режиссуре театры все еще относятся настороженно. Творческая лаборатория дает возможность пригласить сразу несколько новых постановщиков, познакомить их с труппой и всем вместе поэкспериментировать с пьесами незнакомых драматургов, на практике опробовать, насколько этот материал созвучен и театру, и зрителям. Программа лаборатории строится так – сначала режиссеры и театр вместе выбирают пьесы, потом режиссеры приезжают и три дня репетируют с актерами. После чего поставленные в экстремальном режиме (за три – четыре дня) эскизы представляют публике и совместно обсуждают увиденное. Каждый зритель может проголосовать за понравившиеся работы. Лучшие по результатам голосования эскизы после доработки войдут в репертуар театра в качестве полноценных спектаклей.

    I Лаборатория современной драматургии и молодой режиссуры имела подзаголовок «Театр из ничего». На «Вешалке» спектакли действительно рождались практически из ничего, при минимуме реквизита и прочего театрального антуража. В центре происходящего были актеры театра, которые с помощью молодых режиссеров из Санкт-Петербурга и Москвы смогли раскрыться в лабораторных постановках по-новому, неожиданно как для самих себя, так и для зрителей и коллег.

    ДНЕВНИКИ ЛАБОРАТОРИИ

    Выпуск 1. Банальность и новое. / «Так это же Вавилонское…» / Эмпирический выбор (pdf-версия)

  • Программа

    1 октября

    14.00 Эскиз спектакля «Дворовая девчонка» (Ребекка Причард), перевод Татьяны Долматовской. Режиссёр: Артём Терёхин. Обсуждение.

    16.30 Эскиз спектакля «Ипотека и Вера, мать её» (Егор Черлак). Режиссёр: Семён Александровский. Обсуждение.

     

    2 октября

    14.00 Эскиз спектакля «Сыроежки / Кораблекрушение» (Ксения Драгунская). Режиссёр: Михаил Заец. Обсуждение.

    16.30 Эскиз спектакля «Пять-двадцать пять» (Данила Привалов). Режиссёр: Антон Безъязыков. Обсуждение.

     

  • Организаторы

    • Олег Лоевский

      Художественный руководитель лаборатории.

      Член президиума Российского центра АССИТЕЖ, театральный критик, эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска», лауреат Международной театральной премии им.

      К.С.Станиславского, лауреат Международной Премии им.С.П. Дягилева, заместитель директора Екатеринбургского театра юного зрителя по творческим вопросам и зарубежным связям.

      Художественный руководитель и организатор Всероссийской творческой мастерской «Молодая режиссура и профессиональный театр» и Семинаров по современной европейской драматургии.

      Киносценарист, драматург, автор пьес и инсценировок.

    Режиссеры

    • Семён Александровский

      Семён Александровский окончил режиссерский факультет СпбГАТИ в 2007 году (мастерская Льва Додина). Поставил спектакли: «Мой друг Гитлер» Юкио Мисимы (Проект «site-specific» в атриуме современного здания «ЕСОД» в Петербурге, 2007), «История обыкновенного безумия» Чарльза Буковски (2008), «Вечер с бабуином» Максима Кантора (театр имени В. Ф. Комиссаржевской, 2008), «Бидерман и поджигатели» Макса Фриша (Барнаульский театре драмы им. Шукшина, 2009), «Мать» Марка Равенхилла (Канский драматический театр, 2009), «Парикмахерша» Сергея Медведева (Прокопьевский драматический театр, 2010), «Поросенок и Карасенок» Юрия Клавдиева (Канский драматический театр, 2010), «Заполярная правда» Юрия Клавдива («ON. ТЕАТР», Санкт-Петербург, 2011).

    • Антон Безъязыков

      Антон Безъязыковпредставитель питерской театральной школы. Выпускник Санкт-Петербургской Академии Театрального Искусства (Специальность "Режиссура". Мастер курса - Григорий Козлов). В творческом багаже молодого режиссера около десятка драматических постановок: «Зима» Евгения Гришковца, «Оркестр «Титаник» Христо Бойчева, «Дюймовочка» Андерсена, «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» Макса Фриша и др. Спектакли, поставленные Антоном Безъязыковым, принимали участия в таких фестивалях как: "Сибирский транзит" в Омске (постановка - "Black dead cat"); "Белое пространство" в Ханты-Мансийске ("Black dead cat", и "Не далеко, не близко - Не высоко, не низко"); "Реальный театр" в Нижним Новгороде (постановка - "Оркестр-Титаник"); "Ученики Мастера" в Санкт-Петербурге (постановка - "Оркестр-Титаник").

      Кроме того, Антон Безъязыков плодотворно сотрудничал с кино. В 2002-2003 годах был режиссером кастинга, ассистентом по актерам и вторым режиссером по площадке на кинокартине Алексея Германа-младшего - "Garpastum" (киностудия "Ленфильм"). В 2003-м году на киностудии "Ленфильм" работал ассистентом по актерам на кинокартине "Странник" (режиссер фильма - С. Карандашов). В 2005-м году был вторым режиссером телесериала "Опера. Хроники убойного отдела". В 2006-2008 годах Антон Безъязыков работал режиссером кастинга и вторым режиссером картины "Бумажный солдат", поставленной Алексеем Германом-младшим. В 2008-м году являлся режиссером по работе с актерами на кинокартине "Дау" (постановщик фильма - И. А. Хржановский). В том же году он принял участие над работой кинокартины "Ким" (входящей в киноальманах "Короткое замыкание") Алексея Германа-младшего как режиссер кастинга и второй режиссер.

    • Михаил Заец

      Михаил Заец родом из Братска, выпускник Новосибирского театрального училища и Екатеринбургского театрального института. Театральную карьеру он начал в 1998 году в Тюменском театре драмы, где дебютировал в роли Раскольникова. Значительные успехи на актерском поприще не смогли победить в нем увлечение режиссурой. За несколько лет работы начинающий режиссер успел проявить себя в ведущих театрах Тюмени и Екатеринбурга и добиться признания.

      Михаил Заец – обладатель премии «Браво», специального приза на фестивале «Театр без границ» и приза в номинации «Надежда» театрального фестиваля «Золотой конек». За спектакль «Момо» Э.-Э. Шмитта, поставленный в Екатеринбургском театре «Волхонка», Михаил Заец получил Губернаторскую премию «За выдающиеся успехи в области культуры и искусства». На II Международном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays» он удостоился сразу двух наград. Его постановка «Мойщики», по пьесе П. Казанцева и Я. Пулинович, вышедшая в Тюменском театре драмы, заслужила Гран-при, а «Вечера на хуторе близ Диканьки»,  поставленные в Тюменском театре «Ангажемент», получили приз жюри.

      Помимо вышеназванных работ, в режиссерском портфолио Михаила Заеца «Зима» Е. Гришковца, «Ночь перед Рождеством» Н. Гоголя, «Школа с театральным уклоном» Д. Липскерова, «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, «Лейтенант с острова Инишмор М.Макдонаха, «Две дамочки в сторону севера» П. Нотта и др. спектакли.  

    • Артём Терёхин

      Артём Терёхин – режиссер и музыкант. Родился в Казахстане. Окончил Казахский университет искусств (мастерская Юрия Коненкина) и Российскую академию театрального искусства (курс Олега Кудряшова), продолжил учебу у Романа Виктюка.

      В 2010 году в Москве с друзьями основал "Театр на Яузе", также выступал как актер-музыкант в "Театре на Таганке" в эпоху руководства Юрия Любимова. Постоянный участник театральных лабораторий.

    Критики

    • Татьяна Тихоновец

      Театральный критик. Окончила филологический факультет Пермского классического университета и аспирантуру Ленинградского института театра музыки и кино (ныне Петербургская театральная академия) по специальности «Театроведение».

      Доцент Пермского института искусств. Член центральной комиссии по критике Российского Союза театральных деятелей. Заслуженный работник культуры РФ. Печаталась в газетах: «Культура», «Экран и сцена», «Театральная Россия», «Танец», «Пермские новости», «Звезда», в журналах: «Советский балет», «Страстной бульвар», «Пермский пресс-центр».

      Руководитель лаборатории молодых критиков при челябинском отделении СТД.

      Член жюри национальной театральной премии «Золотая маска».

      Постоянный член лаборатории российского фестиваля моноспектаклей «В начале было слово». Член жюри региональных фестивалей «Волшебная кулиса» (Пермь), «Браво» (Екатеринбург) и др.

  • Итоги

    Участники I Лаборатории «Вешалка» — «Театр из ничего» подготовили эскизы по четырем современным пьесам (отобранным самим театром из 50 предложенных). Это «Дворовая девчонка» Р. Причард в постановке Артема Терёхина, «Ипотека и Вера, мать её» Е. Черлака (режиссер Семен Александровский), «Сыроежки / Кораблекрушение» К. Драгунской (режиссёр Михаил Заец) и «Пять — двадцать пять» Д. Привалова (режиссёр Антон Безъязыков).

    Итоги голосования зрителей:

    «Дворовая девчонка»

    Забыть — 24

    К постановке — 37

    С изменениями — 29

    «Ипотека и Вера, мать ее»

    Забыть — 9

    К постановке — 62

    С изменениями — 11

    «Сыроежки. Кораблекрушение»

    Забыть — 6

    К постановке — 37

    С изменениями — 43

    «Пять — двадцать пять»

    Забыть — 9

    К постановке — 61

    С изменениями — 11

    В репертуар Красноярского ТЮЗа вскоре вошёл спектакль Семёна Александровского по пьесе Егора Черлака «Ипотека и Вера, мать её», который впоследствии был представлен в Москве в рамках внеконкурсной программы «Новая пьеса» Национального театрального фестиваля «Золотая Маска» и на Межрегиональном фестивале «Ново-Сибирский транзит — 2012» (Новосибирск). На последнем спектакль стал лауреатом в номинации «Лучшая режиссура».