ВЕШАЛКА. Подрост.ok

  • О проекте

    9 октября — 15 октября 2018

    «Театр начинается с вешалки». Популярная фраза, сказанная когда-то К. С. Станиславским, дала название творческим лабораториям «Вешалка» в Красноярском ТЮЗе. С 2011 года они традиционно проводятся в начале театрального сезона. В этом смысле наш театр, действительно, каждый год начинается с «Вешалки». Лаборатория – творческий трамплин, мобилизующий труппу на старте сезона.  Создание эскизов спектаклей с приглашёнными режиссёрами даёт театру возможность познакомиться с новой драматургией, поработать с разными постановщиками и расширить репертуар. А ещё «Вешалка» обычно задаёт главную тему сезона.

    Юбилейный сезон Красноярского ТЮЗа #55безпробелов посвящён подросткам. Поэтому VIII Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры называется «Вешалка. Подрост.ok».

    ПЕРВОМУ ЗРИТЕЛЮ ПРИГОТОВИТЬСЯ!

    Зрители 12-17 лет – сложная и очень значимая часть аудитории ТЮЗа. Им нужны спектакли, помогающие понять себя, других людей и окружающий мир, в котором не всё идеально и не всё однозначно. Какие истории, темы и герои интересны сегодняшним тинэйджерам? Что и как ставить для подростков? Лаборатория «Вешалка.ok» попробует найти ответы на эти вопросы с помощью серии творческих экспериментов.

    Четыре молодых режиссёра, – Иван Комаров (Москва), Никита Бетехтин (Москва), Георгий Сурков (Рига) и Иван Пачин (Москва) – за пять дней создадут вместе с артистами Красноярского ТЮЗа эскизы спектаклей по пьесам современных авторов.

    14 и 15 октября эти эскизы будут представлены публике. После каждого показа – обсуждение, во время которого театральные эксперты и обычные зрители высказываются на равных. Дальнейшую судьбу лабораторных постановок поможет решить зрительское голосование – лучший эскиз после доработки пополнит репертуар Красноярского ТЮЗа.

    Возглавляют VIII Лабораторию актуальной драматургии и режиссуры известный российский театральный деятель Олег Лоевский (Екатеринбург) и художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори. 

    Красноярский театр юного зрителя проводит лабораторию «Вешалка. Подрост.ok» при поддержке Союза театральных деятелей Российской Федерации и Министерства культуры Красноярского края.

     

    ВИДЕОЗАПИСИ:

    Тизер лаборатории «Вешалка. Подрост.ok»

    Иван Пачин

    Георгий Сурков

    Никита Бетехтин

    Иван Комаров

     

    ПУБЛИКАЦИИ О ПРОЕКТЕ:

     Программа «Диалоги», Радио России-Красноярск, 9.10.2018 г.

     Около Новосибирска этой осенью (обзор), Мария Кожина, театральный журнал «Около», 7.10.2018 г.;

     Лаборатория «Вешалка. Подрост.ok»открыта!, сайт Красноярского ТЮЗа, 9.10.2018 г.;

    Чем занять подростка. 4 варианта от Красноярского ТЮЗа, портал «Культура 24», 10.10.2018 г.;

     Газета «PRO театр», Дневник VIII Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Подрост.ok» №1,14.10.2018 г.; 

    Газета «PRO театр», Дневник VIII Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Подрост.ok» №2, 15.10.2018 

    Газета «PRO театр», Дневник VIII Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Подрост.ok» №3, 16.10.2018 

    Сюжет о Лаборатории на телеканале «Афонтово», Клавдия Стельмахович, 15.10.2018 г.;

    Никита Бетехтин:«В Красноярск хочется переехать», портал «Культура 24», 15.10.2018 г.;

     

  • Программа

    Эскизы VIII Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры

    «Вешалка. Подрост.ok»

     

    Расписание показов

     

    14 октября, воскресенье

     

    «Птица Феникс возвращается домой»   12+

    автор – Ярослава Пулинович

    режиссёр – Иван Пачин

    Маленькая кошечка Тося уверена в том, что её ждет будущее знаменитой певицы. Однажды она знакомится с птицей феникс по имени Феликс. Феникс прожил сто тысяч лет и устал от мира, в котором за каждой встречей следует потеря и расставание. Он решил завершить свой долгий жизненный путь. Но Тося вовлекает Феликса в череду нелепых, веселых и страшных приключений, которые каждому из героев помогут осознать что-то очень важное. 

    Малая сцена. Начало в 12.00


     

    «Всем, кого касается»    14+

    автор – Дана Сидерос

    режиссёр – Георгий Сурков

    В лучший класс элитной школы приходят два брата, один их которых не говорит. Братья общаются на языке прикосновений. У одноклассников поначалу это вызывает неприятие и отторжение. Между тем в школе ситуация накаляется из-за бесконечных мелких поджогов. Конфликты, подозрения и запреты вот-вот отравят отношения в классе и в школе. Помочь сможет только желание понять и принять другого.

     Мобильная сцена. Начало в 18.00 

     

     

    15 октября, понедельник

     

    «Мама, мне оторвало руку»    16+

    автор – Маша Конторович

    режиссёр – Никита Бетехтин

    Эта пьеса – эмоционально насыщенная, глубокая и трагичная история девушки-подростка.  Машка переживает внутренний конфликт, вызванный несоответствием ожиданий окружающих и собственного представления о себе. В отчаянном стремлении преодолеть равнодушное отношение мира, выделиться и стать не такой как все она решает лишить себя руки.

    Мобильная сцена. Начало в 18.00

     

     

    «Про того, который ходил страху учиться»    14+

    автор – Михаил Бартенев

    режиссёр – Иван Комаров

    Герой этой немецкой сказки, пересказанной на русский лад, от рождения не знал страха. Старшие братья пугали – не испугали. Однажды зашёл к братьям странный человек и отправил бесстрашного парня страху учиться. Много нечисти встретил герой на своём пути, но только в заколдованном замке впервые испытал страх. Он нашёл там сокровище, которое страшно потерять.

    Репетиционный зал. Начало в 20.00

     

    После каждого показа - обсуждение эскиза спектакля зрителями и экспертами.

  • Организаторы

    • Роман Феодори

      Художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя. Окончил Санкт-Петербургскую Государственную академию театрального искусства (РГИСИ). Поставил более 60 спектаклей в России и за рубежом. Сотрудничал с такими театрами как МХТ им. А. П. Чехова и Государственный Театр Наций. Был главным режиссёром Алтайского театра драмы им. В. М. Шукшина. Лауреат крупных российских театральных фестивалей «Арлекин», «Ново-Сибирский транзит», Национальной театральной премии «Золотая маска» и премии «За личный вклад в сохранение и развитие культуры Красноярского края».

    • Олег Лоевский (Екатеринбург)

      Художественный руководитель лаборатории. Театральный критик, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского ТЮЗа, член президиума Российского центра АССИТЕЖ (Ассоциации театров для детей и молодёжи), эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреат международной театральной премии им. К. Станиславского и международной премии им. С. Дягилева. Олег Лоевский — организатор и директор многих театральных фестивалей, инициатор проведения в разных городах страны творческих лабораторий, знакомящих театры с талантливыми молодыми режиссёрами и современной драматургией.

    • Татьяна Тихоновец (Пермь)

      Историк театра, театральный критик, доцент Пермской академии искусств и культуры. В разные годы была членом экспертного совета и жюри национальной премии «Золотая Маска» и многих других театральных фестивалей. Обозреватель журнала «Театр» и «Петербургского театрального журнала». Лауреат премии Александра Свободина, Заслуженный работник культуры России.

    • Анна Банасюкевич (Москва)

      Театральный критик, театровед, журналист, аспирант ГИТИС. Публиковалась в ряде изданий, включая РИА Новости, журнал «Страстной бульвар, 10», портал Газета.ру, блог журнала «Театр» и газету «Экран и сцена». Один из организаторов драматургических фестивалей «Любимовка» и «Перепост». Была членом экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая Маска».

    • Глеб Ситковский (Москва)

      Театральный критик, автор около 1500 статей в российских и зарубежных изданиях, включая «Ведомости», «Газета», «Независимая газета», «Liberation», журнал «Театр», интернет-портал Colta.ru. Был редактором отделов культуры в журналах «Итоги» и The New Times, в газетах «Труд» и «Алфавит». Входил в жюри и экспертные советы многих театральных премий и фестивалей, включая Национальную театральную премию «Золотая маска», Международный фестиваль имени А. П. Чехова и Международный фестиваль «Сезон Станиславского».

    Режиссёры

    • Георгий Сурков ( Рига, Латвия)

      Окончил Латвийскую академию культуры (Рига, 2013), Высшую театральную школу им. Людвика Сольского (мастерская Кристиана Люпы, Краков, Польша, 2011-2012) и Магистратуру Школы-Студии МХАТ им. В.И. Немировича – Данченко (Москва, 2016). Художественный руководитель фестиваля-мастерской «TELPA - DAUGAVPILS» («Пространство-Даугавпилс»), организатор театральных лабораторий для школьников. Поставил более 20 спектаклей в Латвии, Литве и России. Спектакль «Это всё она» по пьесе А. Иванова (Государственный Даугавпилский театр) отмечен Национальной театральной премией Латвии «SPĒLMAŅU NAKTS» («Ночь лицедеев», 2014) как лучший спектакль для молодёжи.

    • Иван Комаров (Москва, Россия)

      Окончил Театральный институт им. Бориса Щукина (мастерская Ю. Погребничко, 2016) и магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская В. Рыжакова, 2018). Участник многих творческих лабораторий. Ставил спектакли в театрах Симферополя, Кирова, Москвы, Нижнего Новгорода. Спектакль «Человек-И» по рассказам А. Чехова (Крымский драматический театр им. М. Горького, 2014) – лауреат фестиваля «Ялта. Дебют». Спектакль «Клятвенные девы» (Кировский драматический театр, 2016) получил приз СТД «Удача года». Среди режиссёрских работ – перформанс «2К1Л» (СТД на Страстном, Москва, 2016), постановки в Центре им. Вс. Мейерхольда («Грязнуля» К. Стешика, «Абьюз» Н. Зайцевой, «Баал» Б. Брехта), спектакль-конференция «О поэте Высоцком и поэзии вообще» (Еврейский музей и центр толерантности, Москва, 2018).

    • Никита Бетехтин (Москва, Россия)

      Окончил режиссерский факультет ГИТИСа (мастерская Леонида Хейфеца, 2016) и магистратуру Школы-студии МХАТ (мастерская Виктора Рыжакова,2018). С 2010 по 2016 год руководил Тюменским молодежным театром «Буриме». Участник творческих лабораторий в Новочеркасске, Рязани, Москве. Среди режиссёрских работ: «Гроза» (Студия 25й ряд, Москва, 2015), «Лес» (Драматический театр Восточного военного округа, Уссурийск, 2016), «PRANK» (Школа современной пьесы, Москва, 2016), постановки в Центре им. Вс. Мейерхольда «Черная коробка» и «Рождество». Спектакль «Гроза»– лауреат Международного молодежного фестиваля «Живые лица» (приз «За лучшую режиссуру», Тюмень, 2016) и IV Московского фестиваля «Московская обочина» («Лучший спектакль», Москва, 2016). Н. Бетехтин – обладатель государственной стипендии Союза театральных деятелей РФ (Москва, 2016).

    • Иван Пачин (Москва, Россия)

      В 2008 году окончил Театральный институт имени Б. Щукина (актёрский курс В. Иванова), в 2010 – Высшие курсы сценаристов и режиссёров (мастерская В. Хотиненко), в 2013 – режиссёрский факультет Театрального институте имени Б. Щукина (мастерская Р. Туминаса). Ставил спектакли в театрах Москвы, Санкт-Петербурга и Красноярска. Принимал участие в режиссёрских лабораториях в театре «Самарт» (Самара , 2015), Березниковском драматическом театре (Березники, 2017), в Большом Театре Кукол (Санкт-Петербург). Художественный руководитель «Творческого объединения 9».  Спектакль «История Одного Чуда» получил приз зрительских симпатий «Глазами детей» на X Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин».

  • Итоги

    14 и 15 октября состоялись показы VIII Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Подрост.ok». Участники представили свои лабораторные работы на суд зрителей и экспертов – театральных критиков из Москвы, Екатеринбурга, Перми и Новосибирска. Показы и обсуждения эскизов спектаклей проходили при аншлаге и в замечательной атмосфере взаимного интереса, конструктивной критики и радости за творческие находки участников лаборатории. Зрительское голосование показало, что все театральные эксперименты на этой лаборатории имели успех и получили большинство голосов за включение в репертуар театра.

    «Птица Феникс возвращается домой», режиссёр Иван Пачин  

    Забыть, как страшный сон – 0                  

    Принять с изменениями – 19                    

    Рекомендовано к постановке – 31            

    «Всем, кого касается», режиссёр Георгий Сурков  

    Забыть, как страшный сон – 2

    Принять с изменениями – 30

    Рекомендовано к постановке – 32

    «Мама, мне оторвало руку», режиссёр Никита Бетехтин      

    Забыть, как страшный сон –  3              

    Принять с изменениями – 15              

    Рекомендовано к постановке – 17              

    «Про того, который ходил страху учиться», Режиссёр Иван Комаров

    Забыть, как страшный сон – 8 

    Принять с изменениями – 17

    Рекомендовано к постановке – 6

    Решающее слово в финале лаборатории «Вешалка. Подрост.ok» сказал художественный руководитель Красноярского ТЮЗа Роман Феодори, заявив, что постановки Никиты Бетехтина , Ивана Пасина и Георгия Суркова после доработки войдут в репертуар Красноярского ТЮЗа, а Ивана Комарова театр готов пригласить на постановку любого материала в следующем сезоне.