ВЕШАЛКА. Театр у школьной доски

  • О проекте

    4 апреля — 14 апреля 2023

       Лаборатория актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка», которую Красноярский ТЮЗ проводит уже в 11-ый раз под бессменным художественным руководством Олега Лоевского, в этом году проходит совершенно нетрадиционно. Во-первых, не осенью, а весной, с 4 по 14 апреля. Во-вторых, эскизы спектаклей создаются исключительно по произведениям школьной программы и для показа в школах. Тема Лаборатории «Вешалка – 2023» – «Театр у школьной доски».

       В XI Лаборатории актуальной драматургии и режиссуры «Вешалка. Театр у школьной доски» участвуют артисты, технические службы театра и, конечно, приглашённые режиссёры. За несколько дней они создают эскизы спектаклей, показывают их школьникам. Лучшие постановки пополнят репертуар театра, но не обычный, а выездной, предназначенный для показа в учебных заведениях.

       Режиссёров, участвующих в лаборатории «Вешалка. Театр у школьной доски» – Алексея Крикливого, Дмитрия Лимбоса, Арину Гулимову, Евгения Закирова, Ксению Самодурову, Анну Наумову и Владимира Смирнова – можно назвать «семеро смелых».

       Задача перед ними стоит сложная: поставить мини-спектакли по хрестоматийным текстам, уместить их в 40-45 минут (продолжительность – в пределах школьного урока) с условием, что показывать эти постановки придётся в совершенно не приспособленных для театра помещениях – учебных классах, актовых, или спортивных залах, школьных рекреациях, или подвалах.

       Режиссёры сами выбрали тексты для лабораторных постановок. Это памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», произведения Николая Карамзина, Фёдора Достоевского, Леонида Андреева, Ивана Бунина, Евгения Замятина и Анны Ахматовой.

       Репетиции и показы Лаборатории «ВЕШАЛКА. Театр у школьной доски» проходят тоже не в театре.  Участники проекта работают над постановками на территории школ-партнёров: Гимназии №13, Лицеев №9 и №28, школ №10, №45 и №106, а также образовательного центра «УМКА». Показы лабораторных постановок сопровождаются обсуждениями. Причём, участники Лаборатории встречаются с театральными критиками Олегом Лоевским, Татьяной Тихоновец и Оксаной Кушляевой, а школьники обсуждают спектакли с театральным педагогом и куратором зрительских программ Красноярского ТЮЗа Аней Мухамедзяновой. 

  • Программа

  • Организаторы

    • Олег Лоевский

      Художественный руководитель лаборатории. Театральный критик, заместитель директора по творческим вопросам Екатеринбургского ТЮЗа, член президиума Российского центра АССИТЕЖ (Ассоциации театров для детей и молодёжи), эксперт Национальной театральной премии «Золотая Маска». Лауреат международной театральной премии им. К. Станиславского и международной премии им. С. Дягилева. Олег Лоевский — организатор и директор многих театральных фестивалей, инициатор проведения в разных городах страны творческих лабораторий, знакомящих театры с талантливыми молодыми режиссёрами и современной драматургией.

       

    • Роман Феодори

      Художественный руководитель Красноярского театра юного зрителя, режиссёр. Окончил СПГАТИ.  Как режиссёр-постановщик сотрудничал со многими российскими и зарубежными театрами, в числе которых МХТ им. А. П. Чехова и Государственный Театр Наций. Был главным режиссёром Алтайского театра драмы им. В. М. Шукшина. Лауреат крупных российских театральных фестивалей «Арлекин», «Ново-Сибирский транзит», Национальной театральной премии «Золотая маска». Заслуженный работник культуры Красноярского края.

       

       

    Режиссёры

    • Алексей Крикливый

      Режиссёр Новосибирского академического молодежного театра «Глобус» с 2004 года. Главный режиссёр — с 2008 по 2022 год. С 2004 года доцент кафедры актерского мастерства и режиссуры Новосибирского государственного театрального института. С 2014 года руководитель актерско-режиссерского курса НГТИ. Был членом жюри национальной премии и фестиваля «Золотая маска», а также руководителем театральной программы международного Рождественского фестиваля искусств в Новосибирске. В 2018 году он открыл Мастерскую Крикливого и Панькова, переименованную в Лабораторию современного искусства. Крикливый — автор около сорока постановок театра «Глобус» и других театров. Лауреат различных наград губернаторов Новосибирской, Кемеровской, Омской областей, имеет благодарности министра культуры России за большой вклад в развитие культуры.

    • Ксения Самодурова

      Молодая актриса и режиссёр, выпускница актёрского отделения мастерской А.В. Бородина (ГИТИС) и режиссёрского отделения мастерской О.Л. Кудряшова (ГИТИС). Играла в московских театрах «Практика» и «Новый драматический театр». Поставила спектакли «Дубровский» (2018) в Астраханском ТЮЗе, «Летние осы кусают нас даже в ноябре» (2019) в Калужском драматическом театре, иммерсивный спектакль «Андерсен навсегда» в Доме-музее Марины Цветаевой и т.д.

       

       

    • Дмитрий Лимбос

      Окончил режиссёрский факультет ГИТИС (мастерская Кудряшова). Поставил порядка 15 спектаклей в театрах страны, в их числе Театр им. Ермоловой, Государственный академический Большой театр России. Уверенно работает с классикой и современной драматургией. Участник фестивалей Любимовка, «Экотопия», театральной лаборатории «Кулибинка» в Нижегородском ТЮЗе, лаборатории в Рязанском ТЮЗе.

       

       

    • Евгений Закиров

      Выпускник режиссёрского факультета ГИТИСа (мастерская С. Женовача) 2022 года. По первому образованию актёр (окончил актёрский факультет ВГИКа). Во ВГИКе поставил (в соавторстве с однокурсниками) «Сиротливый запад» по М. МакДонаху, снимал короткометражное кино. Среди работ в театре: «Гроза. Апокриф», мятеж по пьесе А. Островского (Школа драматического искусства, Москва, 2022), «Очень-очень-очень тёмная материя» по М. Макдонаху (МХТ им. А.П. Чехова, 2021), «Бесприданница» по одноименной пьесе Островского (ГИТИС, 2021). Автор пьес «Соло на ржавых качелях» (пьеса вошла в шорт-листы драматургических конкурсов «Авторская сцена» и «Действующие лица»), «Как-то просто и весьма плачевно» (специальный приз Международного конкурса русскоязычной драматургии «Баденвайлер», Германия), «Либфраумильх».

    • Владимир Смирнов

      Окончил Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина (художественный руководитель Н.Н. Афонин), работал в театре Р. Виктюка, Театре.doc, Центре драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина. Снимался в кино («Дом образцового содержания», «Бедная Настя», «Студенты», «Гончие», «След», «Адъютанты любви», «Глухарь», «Гений» и др.; с 2003 по 2019 — несколько десятков ролей). В 2014 г. окончил РАТИ-ГИТИС, факультет режиссуры (мастерская С.В. Женовача). Дипломные спектакли — «Безотцовщина» по А.П. Чехову и «Скапен» Ж.-Б. Мольера (признан «лучшей режиссерской работой» фестиваля «Студенческая весна-2011» и получил гран-при и приз зрительских симпатий на XXXII Международном фестивале ВГИК). Принимал участие в лаборатории «Класс молодой режиссеры» (Школа современной пьесы), в проекте «Пространство режиссуры» Пермского академического Театра-Театра, проходил обучение в мастер-классе Люка Персиваля.

       

    • Анна Наумова

      Выпускница мастерской В. М. Фильштинского Российского государственного института сценических искусств, известна как постановщик спектаклей «Дорога в Китеж», «Музыкальный магазинчик», идущих в репертуаре Нижневартовского Городского драматического театра. 

       

       

       

    • Арина Гулимова

      Начинающий режиссёр. Окончила РГИСИ (мастерская Григория Михайловича Козлова). В конце прошлого года поставила на сцене Омской драмы спектакль для семейного просмотра по книге «Мой дедушка был вишней».

       

       

  • Итоги