История

В культурной жизни Красноярска много значимых дат. Памятно любителям театра и 7 декабря. В этот день в 1964 г. на правом берегу Енисея в Доме культуры им. В. Маяковского торжественно открылся краевой театр юного зрителя им. Ленинского комсомола. Его первая труппа состояла из выпускников Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии.

В конце июля 1964 г. в Красноярск во главе с режиссером В. И. Галашиным, режиссерами Г. М. Опорковым и В. П. Дориным приехала большая группа молодых актеров: Николай Олялин, Лариса Малеванная, Николай Королев, Лев Бриллиантов, Юрий Затравкин, Валерий Косой и другие. На первом сборе труппы 1 августа В. И. Галашин сказал: «Главное для нас сейчас – не столько сделать тот или иной спектакль, сколько открыть театр со своим лицом. Я думаю, мы должны сделать отличительной чертой нашего репертуара проблемные, актуальные пьесы о жизни молодого современника»

Среди первых постановок Красноярского ТЮЗа – сказка К. Гоцци «Ворон»» (режиссер В. Доронин), «Моя старшая сестра» А. Володина (режиссер Г. Опорков), «Океан» А. Штейна (режиссеры В. Галашин, Л. Малеванная), «Вор в раю» (режиссер Г. Опорков), «Мой бедный Марат» А. Арбузова (режиссер Л. Малеванная), «Продолжение легенды» А. Кузнецова (режиссер В. Галашин).

Весной в 1965 году театр возглавил И. Р. Штокбант, уже первым своим спектаклем «Красноярская баллада» заявивший о себе как талантливый  режиссер. В этот же период свет рампы увидели спектакли «Слуга двух господ» К. Гольдони (режиссер Г. Опорков), «Ревизор» Н. Гоголя (режиссер И. Штокбант), «Глоток свободы» Б. Окуджавы (режиссер И. Штокбант).

У театра появилась своя тема – утверждение гражданского начала в молодом человеке,  красноярский ТЮЗ стал театром страстной гражданственности. В этот период он находился на подъеме. Спектакли красноярцев приезжали смотреть московские критики, они отмечали смелость и мастерство. Выделяли Ларису Малеванную в ролях Нади («Моя старшая сестра»), Нинуччи («Вор в раю»), Жанны д’Арк («Жаворонок») и др.

Шли годы. Красноярск покинули основатели театра. Им на смену пришли новые молодые актеры. В 1968 году театр возглавил Ю. Мочалов. В это время в репертуар брали пьесы, которые прежде либо никто не ставил на советской сцене, либо ставили очень редко. «Питер Пен» Дж. Барри. «Фрол Скобеев» Д. Аверкиева, «Республика на колесах» Я. Мамонтова и др. Оригинальный репертуар для Ю. Мочалова был не самоцелью, а одним из основных художественных принципов «открыть забытое».

Не менее яркий период творческой деятельности театра (1970-1972 гг.) связан с именем К. Гинкаса. Основная тема театра – становление личности на крупных изломах жизненного пути, в эпоху потрясений. Спектакли этого периода: «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери, (К. Гинкас), «Кража» В. Астафьева (К. Гинкас), «Гамлет» У. Шекспира (К. Гинкас), «Сотворившая чудо» У. Гибсона (Г. Яновская).

Осенью 1972 года в театр пришел новый главный режиссер. А. Попов отдал Красноярскому ТЮЗу семь лет и прошел вместе с ним длинный и трудный путь от начинающего режиссера до зрелого мастера, удостоенного в 1979 году почетного звания «Заслуженного деятель искусств РСФСР». Главные удачи А. Попова связаны с постановкой классических произведений – «Гроза» А. Островского, «Тартюф» Мольера, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира.

Работы А. Попова в Красноярском ТЮЗе получили всесоюзное признание. Спектакль «Власть тьмы» в числе лучших был представлен в ноябре 1978 года в Туле на заключительном показе театрального фестиваля, посвященного 150-летию со дня рождения Л. Н. Толстого. Жюри наградило дипломами режиссера А. Попова, художника В. Копыловского, актеров А. Каткова, А. Ушакова, А. Новоселова, И. Аристахову.

В 1980 г. театр возглавил выпускник  Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского Александр Каневский. Вместе с ним пришли в театр главный художник Олег Фирер и Елена Тутова, обучавшаяся искусству режиссуры в ГИТИСе. Театр того времени был поэтическим. Александр Каневский был удостоен Премии Министерства культуры СССР за создание спектакля «Сирано де Бержерак», который по итогам Всесоюзного фестиваля ТЮЗов в 1981 г. был отмечен в числе лучших.

Мюзикл «Тимур против Квакина» (постановка А. Попова) в 1980 году на Всесоюзном фестивале в Москве в честь 110-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина был признан лучшим спектаклем года для подростков. Режиссерским кредо А. Каневского была тема стремления молодого человека к нравственному максимализму. Эта задача требовала постоянного поиска нового театрального языка. В этот период родились спектакли «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Не грусти, Шишок» А. Александрова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Великий маленький король» И. Кульмовой, «Лети все горе прочь!» А. Кузнецова и И. Туманян.

Спектакли А. И. Каневского в Красноярском ТЮЗе;

1980. «Страсти по Варваре», «…С весной я вернусь к тебе».

1981. «Сирано де Бержерак», «Принтипрам».

1982. «Великий маленький король», «Свободные вариации на темы Сент-Экзюпери».

1983. «Горе от ума», «Легендарная личность».

1984. «Лети, всё горе, прочь!», «Счастье моё», «Приключения двух тигрят».

1985. «Рядовые».

2008. «Севильский цирюльник».

2009. «Двенадцатая ночь – тринадцатое утро…».

В разные годы главными режиссерами театра были Анатолий Ерин, Юрий Копылов, Владимир Ветрогонов, Владимир Берзин и др.

Спектакли Анатолия Ерина:

1973 год. «Баня», «Белоснежка и семь гномов», «Дождь лил, как из ведра».

1974 год. «Весенние перевёртыши».

1975 год. «Красная Шапочка». 

1976 год. «Друг мой, Колька», «Мораль пани Дульской».

Спектакли Юрия Копылова

1973 г. «Нежданные гости».

1974 год. «Сказ о четырех близнецах», «Ромео, Джульетта и тьма».

Спектакли В. В. Бусаренко: «Сон в летнюю ночь», «Маугли», «Терем-теремок», «Каскадеры», «Приключения Гекльберри Финна», «Жаннета», «Дракон».

Спектакли Михаила Когана: «Новенький», «Три толстяка», «Кортик», «На всякого мудреца довольно простоты», «Осенние вольнодумцы», «Завтра была война».

Спектакли В. Рыбакова:

1989 год. «Полиция», «Невидимка», «Каштанка и Слон».

1990 год. «Однажды субботним вечером», «Чудовище».

Спектакли Владимира Ветрогонова:

1991 год. «Солдат Иван Чонкин», «Зверь».

1992 год. «Мой дорогой Журден», «Приключения Гекльберри Финна».

1993 год. «Праздничный сон до обеда», «Что тот солдат, что этот».

1994 год. «Все мыши любят сыр».

2012 год. «Бесы и мечтатели».

Спектакли Владимира Берзина:

1996 год. «Светит, да не греет», «Стеклянный зверинец».

1997 год. «Счастливая уловка».

1998 год. «Сваха».

В 2001 году от удара молнии в театре случился пожар, который вывел из строя все здание. Начался затяжной ремонт. Срочно, благодаря поддержке спонсоров, чтобы сохранить коллектив и репертуар, оборудовали альтернативную сцену на 90 мест. Более  пяти лет Красноярский ТЮЗ находился в состоянии ремонта. Но даже в этот сложный период в театре умудрялись выпускать премьеры.

Красноярский театр юного зрителя всегда славился яркими актерскими индивидуальностями. И сегодня в театре работает немало талантливых актеров – от заслуженного артиста России Алексея Алексеевича Ушакова, который в ТЮЗе с первых дней жизни театра, до молодых артистов, ежегодно пополняющих труппу.

С сентября 2011 году Красноярский театр юного зрителя возглавляет Роман Николаевич Феодори, выпускник петербуржской театральной школы. Преемственность исторической традиции в ТЮЗе сохраняется.

 
Фасад театра юного зрителя в Красноярске

КРАСНОЯРСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
Красноярск, ул. Вавилова, 25, 660025

Телефон приемной: +7 (391) 265-60-05
Телефон касс: +7 (391) 213-10-32, 213-14-65

КАССА РАБОТАЕТ
ежедневно с 10.00 до 20.00
Обед: 12.30-13.00, 15.30-16.00

© 2012 Краевое государственное автономное учреждение культуры «Красноярский театр юного зрителя»

Создание ПО сайта: Vaviloff&Quindt
Логотип: Проектно-маркетинговая группа «+1»