Золото партии

10 ноября 2018

«Дзынь», «Красная шапочка» и «Слон Хортон»

из серии «Сказки, сказки, сказки».

Красноярский ТЮЗ.

Режиссер Наталья Шумилкина, художник Георгий Пашин.

Партия «Единая Россия» вдруг обратила свое внимание на театральное искусство, как это было в давних советских традициях. Может быть, это произошло в преддверии Года театра, а может, в ЦК было решено, что именно сейчас не кино, а театр — важнейшее из искусств. Многим российским театрам были выделены разные, но вполне приличные суммы денег на театральные постановки. Для детей, которые являются основными потребителями театрального искусства в стране, был придуман проект с незамысловатым, но проверенным названием: «Театры — детям».

И в рамках этого проекта Красноярский ТЮЗ придумал свою историю. Она называется «Сказки, сказки, сказки» и представляет собой театральный сериал для семейного просмотра. В течение целого дня можно прийти с детьми в театр и посмотреть все три части. Можно подряд или с перерывами на ланчи и прогулки, можно в любом порядке или вообще что-то одно. Все три спектакля проходят в малом зале театра в одной сценографической установке Георгия Пашина, в которой может что-то поменяться и развернуться. Режиссер всех трех — Наталья Шумилкина, играет одна и та же актерская команда: Михаил Гольцов, Виктор Буянов, Сафия Байрамова, Антон Заборовский, Юрий Киценко, Александр Князь, Светлана Косульникова, Дарья Мамичева и Илона Павлова. Сказки принадлежат хорошим зарубежным авторам: Натали Фильон — «Дзынь» («Жизнь и приключения капли дождя»), Жоэль Помра — «Красная Шапочка», Доктор Сьюз — «Слон Хортон». Возраст для всех трех спектаклей определен как 6+, хотя, на мой взгляд, на «Дзынь» можно привести детей и помладше, а на «Красную Шапочку», поставленную в жанре хоррора, — зрителей постарше. Ну, собственно, так в реальности и происходит.

az4i3967.jpg751«Дзынь».
Фото — архив театра.

Спектакли, в замысле режиссера, должны напоминать уличные представления. И действительно, какие-то элементы этого в них есть — выразительные средства наивного театра, простые истории, рассказанные с помощью музыки, хореографии, пластики (хореограф первых двух спектаклей Екатерина Стегний, а «Слона Хортона» — Лика Шевченко). В них много визуальных ярких картин и мало слов.

«Дзынь» — история жизни и приключений маленькой чистой капли, родившейся от черной тучи и зигзага молнии. Уж не знаю, как у этой странной пары что-то получилось, но капля Дзынь в исполнении молодой актрисы Илоны Павловой — действительно очаровательное новорожденное существо, которое знакомится со всем многообразием природы, даже с разными странами (на мой взгляд, путешествия по странам — самые банальные сцены в спектакле), ну и в конечном итоге сливается с Мировым океаном или, наоборот, с Космосом. Артисты работают слаженно и легко, а спектакль легко смотрится. Неутомительное знакомство ребенка с круговоротом воды в природе. Взрослые, подзабывшие эти процессы (поскольку с природой мы все связаны только тревожным вопросом «будет ли дождь, снег, град?»), смотрят с любопытством, смутно вспоминая, что они думали про это в детстве. А детям нравится девочка-капля, похожая на настоящую девочку, и нравится воображать себя на ее месте. Эта история, не загруженная всеми умениями режиссера, демонстрирует простые игровые элементы театра, которые, кажется, вполне можно повторить дома. На мой взгляд — это самое ценное сейчас в театре для детей.

az4i6910.jpg751«Красная шапочка».
Фото — архив театра.

В «Красной Шапочке» Жоэля Помра присутствуют все элементы современного театра. Ну и хоррор, конечно. Куда же без ужасов в театре для детей? Красная Шапочка в исполнении Светланы Косульниковой вполне себе самостоятельная и не такая уж маленькая девочка. Маленькие-то девочки страха не знают, до тех пор, пока их не напугает что-то или кто-то. А эта Шапочка и дома одна насиделась, и мама у нее до ужаса занятая — ей не до воспитания дочки (бесконечный материнский бег играет Сафия Байрамова), и вообще, девочке уже хочется как-то поучаствовать в общем жизненном хоре. Или хорроре. Красная Шапочка идет навстречу своему страху (Волк в исполнении Александра Князя еще и волк-оборотень) и, как и положено, преодолевает его, конечно, не без потерь. Волк завораживает: он притягателен и страшен одновременно. И вполне понятно, почему девочку так неудержимо тянет к этому обаятельному и загадочному волчаре. «Красная Шапочка», пожалуй, самый стильный и самый взрослый спектакль в этой маленькой изящной трилогии. Здесь и любимый детьми главный образ всех детских страшилок — «в черной, черной комнате…», перемежающийся «красным, красным». Артисты работают за ширмой, часто пропадая и появляясь на ней. И эффект черного кабинета срабатывает почти везде. В спектакле есть ощущение тревожного ожидания, что вот-вот… Благополучный и даже забавный финал это чувство до конца не рассеивает.

slon_xorton4.jpg751«Слон Хортон».
Фото — архив театра.

Третья история — про «Слона Хортона» — показалась мне самой несовершенной из трех. Сказка решена в жанре «клип-шоу». Честно говоря, я не очень поняла особенности этого жанра. Было много пестрого, яркого, блестящего в костюмах, особенно в оперении красавицы Мэйзи. Конечно, девочки были заворожены игрой крыльев этой легкомысленной птицы в исполнении Дарьи Мамичевой. Она была так прекрасна, что не только Хортон (Антон Заборовский) был очарован ею. Хортон получился настоящим недотепой. Заборовский сыграл такого очкастого «ботана», над которым смеется весь мир, а он все же будет следовать своему долгу. (Такое «честное пионерское» по советскому писателю Л. Пантелееву.) Но все-таки в финале хотелось бы, чтобы мать-кукушка понесла заслуженное наказание. Может быть, это старомодное желание, чтобы порок в виде мамаши, бросившей свое невылупившееся дитя и улетевшей в экзотические страны, получил по заслугам. Ну хотя бы в виде лишения материнских прав. Но нет. Бестолковый Хортон заключил в свои объятия не только вылупившееся странное существо, но и легкомысленную Мэйзи. Ну что тут скажешь? Жалко парня. Вот не могу до сих пор забыть досаду от этого счастливого финала. Надеюсь, мамы мальчиков объяснят своим сыновьям, что не надо связывать свою жизнь с самовлюбленными жар-птицами. Хотя, скорее всего, они все равно будут вспоминать взмахи прекрасных крыльев в жанре клип-шоу. Эх, хорошо бы этот Хортон отправился путешествовать дальше. Ведь есть замечательная книжка о его знакомстве с народом ктотов. Настоящий сериал мог бы получиться.

Словом, должна сказать, что «золото партии» потрачено на нужное дело. И на любом фестивале спектаклей для детей эти сказки вполне могли бы занять целый фестивальный день. Чего и желаю всей этой сказочной трилогии.

Блог «Петербургского театрального журнала», 8 ноября 2018 г.